В последнее время излюбленным развлечением малышей стали телевизор, планшет, смартфон и другие электронные забавы. Многие родители считают просмотр мультфильмов, телепередач, компьютерные игры полезным или, во всяком случае, безвредным времяпрепровождением для детей. Уже перед полугодовалым малышом, едва научившимся сидеть, ставят планшет и оставляют наедине с электронной «няней». Ребенка можно накормить, отправляя в рот ложку за ложкой, пока дитя находится в оцепенении перед экраном. Одним из первых навыков становится владение пультом телевизора, и родители гордятся своим отпрыском: «Он уже понимает, какую кнопку надо нажимать».
К сожалению, многие родители воспринимают своего ребенка как неполную и миниатюрную копию взрослого, исходя из того, что у детей имеются те же способности и формы мышления, что и у взрослых. Но сознательное и ответственное поведение это не начальное, а конечное звено процесса развития и воспитания.
Ребенок рождается крайне зависимым и не способным к самостоятельной жизни существом, хотя некоторые важные функции выживания, у него уже развиты. Но именно нервная система новорожденного находится в зачаточном состоянии. Мозг новорожденного, конечно, уже во многом сформирован, но функционально еще не развит. Зоны коры головного мозга находятся как бы в «спящем» состоянии. Они «включаются» постепенно, следуя за процессами развития органов чувств. Развитие зрения, слуха, осязания, движения создают условия для роста и организации нервной системы. Процесс овладения этими и многими другими способностями приводит к формированию связей между органами чувств и соответствующими областями мозга.
Таким образом, любая непосредственная деятельность ребенка образует все новые нервные связи и «включает» соответствующие структуры мозга. Такая способность мозга не утрачивается с возрастом, но в детском возрасте есть периоды образования мозговых структур, которые трудно наверстать, если они были пропущены. Если органы чувств развиваются естественным образом, то соответствующие структуры мозга как этажи надстраиваются друг над другом. Соответственно, если один или несколько органов чувств не задействуются полностью, то и соответствующие структуры мозга остаются в зачаточном состоянии. «Здание» мозговых структур оказывается непрочным, если один или несколько «этажей» пропущено.
В начале своего развития ребенок учится не головой, а всем телом. В этом возрасте весь опыт постижения заключается в конкретных действиях с реальными предметами. Все, что видит малыш надо схватить, потрогать, почувствовать и попробовать на вкус. Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения маленьких детей с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой опыт, необходимый для его развития недоступен. Жилище родителей — это конкретное трехмерное пространство, доступное чувственному телесному опыту ребенка, который может обегать и облазить все комнаты, всё потрогать, рассмотреть, обследовать все уголки. Но пока включен телевизор или планшет ребенок полностью исключен из этого опыта.
Реальность экрана и реальность комнаты создают патологическое расщепление процесса восприятия на сферу, где возможна полная чувственная активность, и сферу, где такое хватание невозможно. Восприятие неестественных экранных образов формирует искаженное видение реальности. Время, затраченное на просмотр мультфильмов и компьютерные игры, уходит впустую и мешает естественному развитию.
В начале жизненного пути происходит формирование телесных и психических функций, с помощью которых ребенок начинает познавать мир. Тело новорожденного еще не развито и для его окончательного формирования необходимы различные импульсы, раздражения, идущие к ребенку из внешней среды. Все, что ребенок воспринимает в первые годы жизни, и все, что он делает, налагает свою печать на его организм в целом и на нервную систему в частности. Он активно вовлекается в окружающее всем своим существом как бы целиком и полностью являет собой орган восприятия. Формирование психики зависит от чувственных впечатлений и той среды, в которой находится ребенок.
Оформляющее воздействие ближайшего окружения постепенно уменьшается к десятому году жизни и заканчивается приблизительно к восемнадцати годам. В этот период оформляются значительные для всей последующей жизни способности. Упущенные для развития возможности в эти годы невозможно впоследствии наверстать с той же интенсивностью и глубиной. Чувствительные для развития определенных психических функций периоды потом неуклонно «закрываются». Вот некоторые из них.
• Первая, решающая стадия развития мозга завершается в трехлетнем возрасте. Если на этом этапе ребенок имел ограниченный доступ ко всему диапазону возможных видов деятельности и опыта, то многие нейронные связи не образуются.
• Ребенок учится стоять прямо, ходить и координировать движения рук в первые четыре года жизни. В промежутке от четырех до десяти лет он еще может путем упражнений развить тонкую моторику рук; затем эта способность быстро исчезает.
• Опять-таки в первые четыре года жизни при естественных условиях у него развиваются острота зрения и объемно-пространственное зрение.
• Тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой и необходимая для целенаправленного сканирования поля зрения, к четырехлетнему возрасту еще не готова. Для полного развития ей, так же как и тонкой моторике рук требуется еще несколько лет. Примерно до девятого года жизни ее эффективность заметно отстает от уровня, свойственного подросткам и взрослым. Согласно же новейшим исследованиям, важные составляющие управления зрением становятся полностью доступны лишь в восемнадцатилетнем возрасте!
В определенной мере бессмысленная информация бомбардирует глаза, и чем дольше это происходит, тем больший вред наносится развитию ребенка. Необходимо обратить внимание на неподвижность, к которой экран принуждает ребенка. Это не может не вызывать тревогу, — ведь все важные в данном случае функции тела и мозга могут развиться только через движение. Движение — жизненная стихия ребенка. Отключение функции движения в раннем возрасте, лишает ребенка важнейшего вида его активности и вызывает тяжкие последствия.
Из всего этого можно сделать только один вывод: не может быть и речи о том, чтобы сажать перед телевизором ребенка до пяти лет. Программы могут быть сколь угодно «рассчитанными на детей», и притом с самыми добрыми намерениями, — им все равно не возместить вреда, который наносится ребенку такой обездвиженностью, какую представляет собой процесс зрительного восприятия.
Родители и педагоги озабочены развитием интеллекта ребенка, но мало кому известно, что базой для развития произвольности и сознания является тело. Число детей, у которых не сформированы базовые телесные чувства в последнее время становится все больше. Такие нарушения проявляются в синдромах гиперактивности, дефицита внимания, также с этим связана аутизация, нарушение общения, социальная дезадаптация, речевые нарушения и пр.
Еще в 2003 г. исследователь физиологического воздействия телевидения на развитие детей Райнер Пацлаф отмечал, что способность детей самостоятельно, творчески усваивать школьные знания быстро сокращается. Растет число учеников, которым нелегко понимать и обдумывать абстрактные связи. Конечно, просмотр телепередач не может быть единственной причиной такого положения дел. Тут сказываются и другие воздействия. Но все же, неумеренное потребление детьми с раннего возраста телевидения, электронных игр и Интернета — очень важный фактор отклонений их развития от нормы.
Было бы абсурдом исключать телевидение, компьютерные игры и Интернет: ведь технические достижения предоставляют и полезные возможности. Вопрос надо ставить иначе: что нужно знать родителям, чтобы обезопасить своих детей от негативного воздействия телевидения? Как воспитать в них правильное отношение к развлекательным техническим средствам?

Литература:
Адрианов О. С. О принципах структурно-функциональной организации мозга. — М., 1999.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Т. 3. // Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. М., 1986.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.- М., 2000.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2006.
Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М., 1994
Пацлаф Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей.2003.
Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия/Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. М., 2002.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. — М., 2005.