Большинство взрослых, став родителями, стараются соответствовать этому представлению так, как они его понимают. Это одна из самых универсальных ролей. Необходимая функция родителя — обеспечивать материальные и психологические потребности ребенка. Однако когда родительская роль сводится к удовлетворению нужд детей, родительский авторитет теряется и это отрицательно сказывается на воспитании. Стремление предоставить ребенку то, что он желает, превращается в потакание. Тенденция оберегать от опасных ситуаций – в гиперопеку, которая мешает ребенку самостоятельно исследовать и познавать мир. Старание разъяснять детям, что нужно и чего не нужно делать, превращается в контролирование и авторитарное руководство.
Более того, функциональные родители стремятся обеспечивать комфорт своему ребенку и после того, как необходимость в этом отпадает. Такие родители не могут перестать быть родителями, даже когда их ребенок становится взрослым человеком. Они не в силах отказаться от своей потребности в том, чтобы их отпрыск продолжал в них нуждаться. Даже если ему уже за сорок, родители не могут освободиться от мысли «Я знаю, что для тебя лучше». Они определяют себя через эту роль и бессознательно боятся ее лишиться, если перестанут быть обеспечивающими родителями. Когда их желание контролировать своё взрослое чадо или влиять на его действия встречает противодействие — как это обычно и бывает, — они начинают его критиковать, выражать неодобрение, пытаются заставить почувствовать вину, — и все это в бессознательной попытке отстоять свою потребность во власти и контроле. Со стороны это выглядит так, будто они проявляют заботу о своих детях, в чем полностью уверены, но на самом деле озабочены лишь сохранением чувства собственной значимости.
Как правило, это происходит потому, что такие родители пытаются компенсировать чувство собственной неполноценности через детей. Если бы основная масса бессознательных ожиданий была ими осознана и озвучена, получилось бы что-то вроде:
«Я хочу, чтобы ты достиг того, чего не удалось достичь мне.
Я хочу, чтобы ты кем-нибудь стал, тогда через тебя я тоже смогу кем-нибудь быть.
Не лишай меня надежды.
Я стольким пожертвовал ради тебя.
Я знаю, что для тебя лучше.
Я буду тебя любить, если ты будешь делать то, что я считаю правильным».
Такие родители всегда недовольны своими детьми и цель этого недовольства в том, чтобы у детей возникло чувство вины и дискомфорта, и чтобы они, в конце концов, исполнили желания родителей. Только осознав подобные мотивации, можно понять, насколько они абсурдны. Когда начинаешь видеть то, что ты делаешь, или делал до сих пор, сразу становится очевидной тщетность такого образа действий. Только в результате осмысления бессознательная модель поведения может начать распадаться. Осознание — это то, что может привести к переменам в отношении между родителями и детьми.